По материалам сайта neuch.org
Для того чтобы понять, что счастье не в деньгах,
нужно сперва узнать и то и другое
– счастье и деньги.
Фредерик Бегбедер
Как-то так повелось, что тема денег не самый любимый предмет для обсуждения, а уж говорить об этом с детьми и подавно не возникает желания. И напрасно. Психологи утверждают, что именно в детском возрасте у большинства людей закладывается фундамент товарно – денежных отношений, который в будущем станет либо надежной опорой, либо шатким основанием для строительства семейного бюджета и финансовой деятельности человека в целом. При этом большинству родителей и в голову не приходит, что ребенка можно и нужно учить распоряжаться деньгами, потому как сами толком не знают, как правильно это делать, либо рассчитывают на то, что дети самостоятельно овладеют этими навыками при вступлении во взрослую жизнь. Однако такой подход достаточно опрометчивый и грозит в перспективе финансовой нестабильностью.
Если вы желаете своему ребенку безбедное существование в будущем, то позаботиться об этом нужно уже сейчас. Еще Бенджамин Франклин говорил: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль», научив ребенка правильно относиться к деньгам, вы дадите ему один из наиболее важных жизненных уроков. А начать необходимо с азов управления финансами:
1. Деньги – это инструмент для достижения целей и к ним нужно относиться ответственно.
Учить этому необходимо начиная с того возраста, когда ребенок уже относится к деньгам не как к ярким фантикам, а знает их предназначение. Объяснив функцию денег и показав на примере как можно потратить определенную сумму, следующим этапом обучения должно стать закрепление знаний на практике. И лучше всего это можно сделать на примере карманных денег. В 7 – 8 лет деньги нужно давать школьнику каждый день, например, по 10 рублей. В этом возрасте временные рамки у детей достаточно растянуты, и, получив определенную сумму раз в неделю, юный финансист может потратить их за один день, а затем снова обращаться к родителям за инвестициями. На первых порах необходимо обсуждать с ребенком, как можно потратить карманные деньги, однако окончательное решение должно оставаться за их владельцем. В 12 – 13 лет карманные деньги уже можно давать один раз в неделю. Опыт показывает, что 10 рублей в день тратятся без остатка, тогда как, получая 70 рублей в неделю можно кое-что сэкономить.
Приучая ребенка к рациональной трате собственных финансов, родителям следует оговаривать, на какой срок дается та или иная сумма, предупреждая о том, что потратив её раньше, отпрыск не сможет рассчитывать на дополнительное инвестирование. Важно строго придерживаться данного правила потому как, единожды уступив, вы не только не приучите юного финансиста к рациональной трате денег, а еще и поселите в нем мысль, что родители всегда смогут компенсировать непредвиденные расходы.
2. Большее приходит через отказ от малого.
Важно сформировать у ребенка понимание, что любой желаемый объект, будь-то велосипед, новый телефон или приставка не появляются из неоткуда и необходимо приложить усилия, что бы его получить. Учите ребенка отказываться от маленьких удовольствий ради достижения больших целей. Эти навыки помогут ему не только разумно относиться к своему капиталу, но и приучат ставить цели и двигаться к ним. Например, договоритесь, что в течение месяца сын (дочь) должен копить на новый телефон, откладывая еженедельно 20% из карманных денег, к намеченному сроку должен образоваться определенный капитал, к которому родители добавят N-сумму, достаточную для покупки нового телефона. Важно оговорить, что родительский вклад в покупку не будет увеличен, и если к концу месяца нужные средства не удастся накопить, то придется либо отложить покупку, либо купить телефон дешевле.
3. Финансовая стабильность начинается с принятия решения.
Жизнь нас часто ставит перед выбором, и от правильности решения зачастую зависит наше будущее. Финансовый выбор один из самых сложных, так как тут необходимо учесть множество факторов, и принять единственно правильное решение. Поэтому учить этому нужно начиная со школьной скамьи. Базовыми в принятии финансовых решений должны стать знания по формированию бюджета. Лучше всего это будет продемонстрировать на формировании семейного бюджета на месяц. На сегодняшний день существует много компьютерных программ, которые легко подсчитают доходы и расходы семьи. Начните с расчета статей доходов, затем перейдите к разделу расходов, где на первое место выйдут обязательные платежи (за квартиру, за учёбу, кредитные обязательства), сюда же внесите и карманные деньги ребенка, тем самым продемонстрировав финансовую ответственность по взятым обязательствам. Далее следует статья расходов на питание и приобретение необходимой одежды. В идеале в бюджет необходимо закладывать и ежемесячные отчисления в размере около 10% от общего дохода, на так называемый «черный день». Ребенка следует учить, что сохранение части дохода и правильное его размещение обеспечат в будущем финансовую стабильность. Оставшиеся средства необходимо перераспределить с учетом семейных потребностей. Важно объяснить ребенку, почему делается именно такой выбор и что значит расставлять приоритеты.
4. Деньги умеют и должны работать
Ребенку необходимо дать понимание того, что деньги могут работать. Покажите, каким образом можно осуществлять прирост денежных средств, а именно:
Таким образом, ребенок со школьных лет учится распоряжаться своими финансами, а в дополнение получает еще и полезные навыки:
Закончить хотелось бы словами Бенджамина Франклина: «Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря - не теряйте ни времени, ни денег, и используйте и то и другое наилучшим образом».
И. Пыжевская для сайта neuch.org