Вход в аккаунт

Как научить школьника распоряжаться деньгами

По материалам сайта neuch.org

Как научить школьника распоряжаться деньгами

Для того чтобы понять, что счастье не в деньгах,
нужно сперва узнать и то и другое
– счастье и деньги.
Фредерик Бегбедер

Как-то так повелось, что тема денег не самый любимый предмет для обсуждения, а уж говорить об этом с детьми и подавно не возникает желания. И напрасно. Психологи утверждают, что именно в детском возрасте у большинства людей закладывается фундамент товарно – денежных отношений, который в будущем станет либо надежной опорой, либо шатким основанием для строительства семейного бюджета и финансовой деятельности человека в целом. При этом большинству родителей и в голову не приходит, что ребенка можно и нужно учить распоряжаться деньгами, потому как сами толком не знают, как правильно это делать, либо рассчитывают на то, что дети самостоятельно овладеют этими навыками при вступлении во взрослую жизнь. Однако такой подход достаточно опрометчивый и грозит в перспективе финансовой нестабильностью.

4 правила управления финансами

Если вы желаете своему ребенку безбедное существование в будущем, то позаботиться об этом нужно уже сейчас. Еще Бенджамин Франклин говорил: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль», научив ребенка правильно относиться к деньгам, вы дадите ему один из наиболее важных жизненных уроков. А начать необходимо с азов управления финансами:

1. Деньги – это инструмент для достижения целей и к ним нужно относиться ответственно.

Учить этому необходимо начиная с того возраста, когда ребенок уже относится к деньгам не как к ярким фантикам, а знает их предназначение. Объяснив функцию денег и показав на примере как можно потратить определенную сумму, следующим этапом обучения должно стать закрепление знаний на практике. И лучше всего это можно сделать на примере карманных денег. В 7 – 8 лет деньги нужно давать школьнику каждый день, например, по 10 рублей. В этом возрасте временные рамки у детей достаточно растянуты, и, получив определенную сумму раз в неделю, юный финансист может потратить их за один день, а затем снова обращаться к родителям за инвестициями. На первых порах необходимо обсуждать с ребенком, как можно потратить карманные деньги, однако окончательное решение должно оставаться за их владельцем. В 12 – 13 лет карманные деньги уже можно давать один раз в неделю. Опыт показывает, что 10 рублей в день тратятся без остатка, тогда как, получая 70 рублей в неделю можно кое-что сэкономить.

Приучая ребенка к рациональной трате собственных финансов, родителям следует оговаривать, на какой срок дается та или иная сумма, предупреждая о том, что потратив её раньше, отпрыск не сможет рассчитывать на дополнительное инвестирование. Важно строго придерживаться данного правила потому как, единожды уступив, вы не только не приучите юного финансиста к рациональной трате денег, а еще и поселите в нем мысль, что родители всегда смогут компенсировать непредвиденные расходы.

2. Большее приходит через отказ от малого.

Важно сформировать у ребенка понимание, что любой желаемый объект, будь-то велосипед, новый телефон или приставка не появляются из неоткуда и необходимо приложить усилия, что бы его получить. Учите ребенка отказываться от маленьких удовольствий ради достижения больших целей. Эти навыки помогут ему не только разумно относиться к своему капиталу, но и приучат ставить цели и двигаться к ним. Например, договоритесь, что в течение месяца сын (дочь) должен копить на новый телефон, откладывая еженедельно 20% из карманных денег, к намеченному сроку должен образоваться определенный капитал, к которому родители добавят N-сумму, достаточную для покупки нового телефона. Важно оговорить, что родительский вклад в покупку не будет увеличен, и если к концу месяца нужные средства не удастся накопить, то придется либо отложить покупку, либо купить телефон дешевле.

3. Финансовая стабильность начинается с принятия решения.

Жизнь нас часто ставит перед выбором, и от правильности решения зачастую зависит наше будущее. Финансовый выбор один из самых сложных, так как тут необходимо учесть множество факторов, и принять единственно правильное решение. Поэтому учить этому нужно начиная со школьной скамьи. Базовыми в принятии финансовых решений должны стать знания по формированию бюджета. Лучше всего это будет продемонстрировать на формировании семейного бюджета на месяц. На сегодняшний день существует много компьютерных программ, которые легко подсчитают доходы и расходы семьи. Начните с расчета статей доходов, затем перейдите к разделу расходов, где на первое место выйдут обязательные платежи (за квартиру, за учёбу, кредитные обязательства), сюда же внесите и карманные деньги ребенка, тем самым продемонстрировав финансовую ответственность по взятым обязательствам. Далее следует статья расходов на питание и приобретение необходимой одежды. В идеале в бюджет необходимо закладывать и ежемесячные отчисления в размере около 10% от общего дохода, на так называемый «черный день». Ребенка следует учить, что сохранение части дохода и правильное его размещение обеспечат в будущем финансовую стабильность. Оставшиеся средства необходимо перераспределить с учетом семейных потребностей. Важно объяснить ребенку, почему делается именно такой выбор и что значит расставлять приоритеты.

4. Деньги умеют и должны работать

Ребенку необходимо дать понимание того, что деньги могут работать. Покажите, каким образом можно осуществлять прирост денежных средств, а именно:

  • Расскажите о том, что деньги можно положить в банк на депозит, раскройте понятия «процентная ставка» и «срок депозита».
  • Познакомьте с такими финансовыми инструментами как облигации и акции, и расскажите ребенку, как они работают. Для поддержания интереса приобретите на свой инвестиционный счет несколько акций известных компаний, например, «Coca-Cola» или «Google» и пусть юный финансист наблюдает за графиками, которые отражают колебание цены на ценные бумаги.
  • Поведайте о программах накоплений и о волшебных свойствах сложного процента. Для этого предложите ребенку не его законные 100 рублей в неделю, а схему когда вы даете ему деньги только в течение одного месяца: в первый день предложите 1 копейку, во второй 2, в третий 4 и так далее, каждый день, увеличивая вдвое предыдущую сумму, и так до 30 дня. Навряд ли ваше чадо согласится. Тогда поведайте ему, что он упустил свой «звездный шанс» и предложите самостоятельно рассчитать средства, которые бы он мог получить. Так, в конце первой недели получится 1 рубль 27 копеек, сумма не впечатляет, однако подбодрите юного счетовода не бросать начатое. На 14 день выплата составит 81 рубль и 92 копейки, а в сумме за две недели – 163 рубля 92 копейки, это еще не те 200 рублей, которые он получил бы за две недели, но все самое интересное впереди. И если юный счетовод закончит начатое дело, то его удивлению не будет предела. Продолжаем несложные арифметические подсчеты и получаем на тридцатый день цифру... Внимание! 5.368.709 рублей 12 копеек, а в сумме родителям пришлось бы выложить ... Приготовьтесь! 10.737.418 рублей 23 копейки (!). Конечно, это шутка, и родители не стали бы выплачивать своему чаду столь внушительную сумму денег, но данный пример дает наглядное представление о том, что происходит с финансами при их ежедневном 100% приросте и как работает сложный процент. На этом фоне можно предложить ребенку более реалистичную программу: так откладывая 50 рублей в месяц при 4% годовых, с условием ежемесячного начисления процентов, через 10 лет эта сумма составит около 7400 рублей.

Таким образом, ребенок со школьных лет учится распоряжаться своими финансами, а в дополнение получает еще и полезные навыки:

  • Выполняя арифметические действия с наличными средствами, юный финансист быстро учится считать.
  • Имея определенную сумму, ребенок учится делать выбор и мыслить логически, расставляя приоритеты, и соизмеряя желаемое со своими возможностями.
  • Выполнение финансовых манипуляций, дает возможность приобрести необходимый жизненный опыт обращения с деньгами, формирует самостоятельность и уверенность в собственных силах.
  • Манипуляции с денежными средствами в конечном итоге становятся хорошей школой для формирования истинных человеческих ценностей, таких как дружба, взаимовыручка.

Закончить хотелось бы словами Бенджамина Франклина: «Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря - не теряйте ни времени, ни денег, и используйте и то и другое наилучшим образом».

И. Пыжевская для сайта neuch.org