Вход в аккаунт

Отравляющая педагогика или как рождается монстр

По материалам сайта neuch.org

Отравляющая педагогика или как рождается монстр

Детство есть та великая пора жизни,
когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку.
Н. Шелгунов

Задумывались ли вы о том, какой отрезок жизни для человека является самым важным? С уверенностью можно предположить: мало, кто ответит, что это детство. Зачастую этот период воспринимается как беззаботная пора, когда можно наслаждаться жизнью и не думать о завтрашнем дне. Именно таким оно остается в памяти большинства людей. И не потому, что для всех это время было безоблачное и радостное, а таковы избирательные особенности памяти: она хранит счастливые моменты нашей жизни, при этом вытесняя негативные и отрицательные воспоминания. Однако, если память достаточно лояльна к нам, то вот сформировавшееся «внутреннее Я» будет беспощадно, если в детстве ребенок подвергался насилию. И тому есть множество исторических примеров, взять хотя бы Адольфа Гитлера. С четырех лет его и мать зверски избивал отец, что впоследствии, по мнению историков, стало причиной геноцида всего еврейского народа, в лице которого он мстил отцу, бывшему наполовину евреем. Конечно, нельзя говорить о том, что все дети, подвергшиеся в детстве насилию, вырастут убийцами и насильниками, однако с уверенностью можно утверждать, что методы, так называемой «отравляющей педагогики», травмирующие личность ребенка, непременно дадут о себе знать в будущем.

«Отравляющая педагогика» – суть и принципы

Понятие «отравляющая педагогика» впервые было применено английским психологом Алисой Миллер для определения комплекса воспитательных мер, направленных на деструкцию личности ребенка. Многие родители порою даже не догадываются о том, что те методы воспитания, которые они применяют по отношению к своим детям, травмируют их психику, «убивают душу» ребенка. Отец и мать свято верят, что это единственный правильный путь воздействия на развивающуюся личность только потому, что сами росли под гнетом подобных «воспитательных» принципов, и укоренившиеся в их сознании стереотипы взаимоотношений в семье, порою практически невозможно разрушить. Алиса Миллер, изучив множество жизненных историй, в которых родители травмировали психику и разрушали личность ребенка, вывела следующие аксиомы «отравляющей педагогики»:

1. Отец и мать – хозяева ребенка, а значит, вправе поступать с ним по своему усмотрению, повелевая его судьбой, как своей собственной.

2. Родители – это почти боги и только они знают, что для ребенка хорошо, а что плохо. Поэтому их желания и вкусы должны полностью совпадать с интересами отпрыска и неважно, что он не разделяет их мнение, мал еще, что бы что-либо понимать в жизни.

3. Вся ответственность за гнев родителей должна ложиться на дитя, ибо он является ее источником.

4. Самоутверждение – это от «лукавого», высокую самооценку ребенка необходимо искоренять в зародыше. Только податливые и послушные дети не причиняют неудобств авторитаризму взрослых.

5. Чем раньше начать «убивать душу» ребенка, тем меньше шансов, что он станет оказывать сопротивление.

Живя в подобной разрушающей среде, сознание ребенка очень скоро начинает воспринимать деструктивные установки как нечто само собой разумеющееся, а следующие утверждения становятся единственно правильными для формирующейся личности:

  • Любовь – это постыдное чувство, о котором нельзя ни говорить, ни думать. Истинные отношения – это грубость и подчинение.
  • Думать о себе хорошо вредно, высокая самооценка дает возможность подняться, но так как ты все равно ничтожество, то быстро и больно упадешь, поэтому сиди, как мышь под веником, и не высовывайся.
  • Родители – полубоги, они заслуживают всего самого лучшего, а дети – это ничто, и должны довольствоваться малым.
  • Лучшая школа жизни – суровое и жестокое отношение родителей к своим детям, нежность и ласка делают их слабыми и уязвимыми.
  • Твоё внутреннее «Я» никому не нужно, поэтому «надень маску» и притворяйся таким, каким хотят тебя видеть окружающие.
  • Родители никогда не ошибаются, они всегда правы, и перечить им не смей.

Взрослея, такой ребенок сам становится деспотом, он бессознательно пытается перенести пережитые обиды и унижения на своих собственных детей, таким образом, давая выход подавленным чувствам. При этом новоиспеченный тиран идеализирует свое убогое детство и жестоких родителей, а сложившееся стереотипы воспитания применяет к собственным детям, с непоколебимой уверенностью, что родители всегда правы, тем самым легализируя свою жестокость. При малейшем проявлении самобытности в детях, такой горе-родитель пытается ее тут же придушить, как в свое время была уничтожена его индивидуальность, т.е. в полной мере отыгрывается на детях за пережитые в детстве, страдания и боль.

Скажите: нет «отравляющей педагогике» в своей жизни

Налицо замкнутый круг: единожды порожденное насилие, приумножается в следующих поколениях и, кажется, что не существует способа порвать этот порочный круг. Несмотря на это, выход все-таки есть.

Если прочитанное напомнило вам собственно детство, и вы настроены решительно, бороться за гармоничные отношения в собственной семье, то:

I. Ответьте себе честно на следующие вопросы:

  • Если ребенок не оправдает мои ожидания, буду ли я его любить также сильно?
  • Если ребенок окажется не такой, каким бы я хотел(а) его видеть, что я буду чувствовать?
  • Приму ли я своего ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, даже если он не будет отвечать моим стереотипам?
  • Может ли моя любовь к ребенку быть безусловной, ничего не требующей взамен?
  • Уважаю ли я чувства своего ребенка, могу ли их принять безоговорочно?
  • Смог ли я реализоваться в жизни так, как хотел(а)?
  • Переношу ли я на ребенка свои несбывшиеся мечты и ожидания?

II. Попробуйте ответить на эти же вопросы вместо своих родителей.
Данное задание не является тестовым и единственно правильных ответов на него не может быть. Эти вопросы должны заставить задуматься о том, кем для вас являются ваши дети и для чего им нужны вы – родители.

III. Постарайтесь в отношениях с детьми выработать для себя следующие правила:

  • Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.
  • Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.
  • Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.
  • Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.
  • В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.

IV. Не стесняйтесь обращаться за помощью.
Профессиональный психолог, в отличие от родственников и друзей, сможет подойти к решению ваших проблем безоценочно. Он поможет разобраться вам с самим собой и найти выход из замкнутого круга.

P.S. Притча

«Когда я был молод, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил я попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, но, увы, и тут меня постигло разочарование. И вот, лёжа на смертном одре, я понял, что если бы я изменился сам, тогда, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир».

И. Пыжевская для сайта neuch.org