Вход в аккаунт

Левша – диагноз или дар природы

По материалам сайта neuch.org

Ребенок только родился, а родители уже начинают к нему присматриваться, какую ручку тянет в рот, в какую сторону смотрит чаще и на какой бочок переворачивается. И все ради того, чтобы определить правша малыш или левша. Несмотря на то, что стереотип левши, как человека «убогого» давно себя изжил, однако подсознательно родители все – таки не хотят, чтобы их ребенок чем-то отличался от других. И неспроста, сам термин «левша» - «sinister» в переводе с латыни обозначает - зловещий, мрачный. Да и исторически так повелось, что правша – значит правильный, ловкий и умелый. Тогда как левша - неудачник, неуклюжий. А откройте сонник: «Сон, в котором вы увидите левшу, предвещает вам предательство со стороны близкого человека. Вы лишитесь друга...» Конечно, такие клише не могут способствовать объективной оценке ситуации, однако: «Когда однажды ты понимаешь всю суть проблемы, когда она предстаёт перед тобой во всей своей наготе, ты понимаешь, что это вовсе не проблема, а всего лишь заблуждение, глупое недоразумение, и достаточно было просто посмотреть на него с другой стороны (Веселов А.С.)»


Левши. Так кто же Вы

Сегодня люди летают на Луну, развивают нанотехнологии и широко используют робототехнику, а вот ответить на вопрос: откуда берутся левши, так и не могут. Существуют множество теорий, почему человек рождается левшой, начиная от генетической и наследственной и заканчивая к какой груди, правой и левой, мать приложила первый раз ребенка. Однако ни одна из гипотез, пока, не дала четкий ответ о происхождении левшества.

Так кто же они, левши? Левшой принято называть человека, который в активной деятельности предпочитает использовать левую руку. Человеческий мозг устроен так, что в процессе развития между правым и левым полушарием происходит перераспределение функций. В итоге правое полушарие регулирует конкретно – образную деятельность: зрительное, слуховое восприятие, распознает запах и цвет, в то время как левое – отвечает за развитие аналитического мышления, формирование речи, навыков чтения и письма. В движение организм приводят оба полушария: левое – контролирует правую руку и ногу, а правое полушарие – соответственно наоборот. Таким образом, правши имеют доминирующее левое полушарие, а за деятельность левшей отвечает правое полушарие головного мозга. Однако есть люди, у которых и левое и правое полушарие функционируют равнозначно, их называют амбидекстрами, чаще всего к этой группе относятся люди с неординарными способностями.

Психологи отмечают у детей – левшей следующие особенности:

  • Часто позже, по сравнению с праворукими сверстниками, начинают говорить, учатся читать и писать, медленнее осваивают математические действия;
  • Обладают исключительными художественными и музыкальными способностями, хорошо лепят из глины, воска и пластилина;
  • Характеризуются более выраженным упрямством, по сравнению со своими праворукими сверстниками, достаточно эмоциональны и импульсивны;
  • Непосредственны и доверчивы, подвержены сиюминутным прихотям, а как следствие: плаксивость капризность, и настойчивость в требованиях;

Правшёнок или левшёнок

Очень часто, до 4 – 5 лет, малыши ловко управляются обеими руками, и родителям бывает достаточно сложно определить так, какая же рука у ребенка будет в последующем доминировать. Можно провести с малышом ряд несложных тестов, которые дадут представление о том, какое из полушарий головного мозга является ведущим, а возможно и оба.

Тест I

  • Дайте малышу расческу и предложите расчесаться, сделает он это действие доминирующей рукой;
  • Предложите послушать как «ходят часики», и посмотрите, к какому уху ребенок приложит часы;
  • Сверните в трубочку бумагу и дайте малышу, предложив посмотреть вдаль, как это делает капитан корабля, отмечайте, какой глаз является ведущим;
  • Попросите ребенка вырезать ножницами фигуру, понаблюдайте, какой рукой он это сделает;
  • Посмотрите, какая рука работает более активно, когда он нанизывает пуговицы на нитку или делает бусики из скрепок;
  • Поиграйте с малышом в мяч, пусть он одной рукой кидает его в цель, а вы наблюдайте, какую руку он при этом использует чаще;
  • Предложите малышу похлопать в ладоши, отметьте, какую руку он кладет сверху;
  • Пусть малыш топнет ножкой, какой он это сделал?
  • Попросите малыша, сидя на стуле, запрокинуть ногу за ногу, отмечайте какая нога сверху.

По окончанию теста проанализируйте, какую руку, ногу ребенок использовал чаще. Если в более чем 6 заданиях, он отдал предпочтение левой части тела, то вероятнее всего ваш малыш – левшенок.

Однако если и после этого вы не можете с уверенностью ответить правша или левша ваш ребенок, то выполните следующий тест.

Тест II

Возьмите мелкие пуговички, бусинки, либо крупу (рис, горох), положите в стакан. Дайте ребенку чайную ложку и попросите доставать по одной штучке и складывать в блюдце. Данные действия являются достаточно сложными для мелкой моторики малыша, поэтому выполнять он их будет исключительно доминирующей рукой.

Несмотря на то, что данные тесты дают объективное представление о том, какое полушарие мозга является доминирующим, не стоит отбрасывать возможность того, что ваш ребенок может быть и двуруким или амбидекстром (в переводе с латинского ambi двойной; dextrum правый) – человеком, у которого активно работает одновременно и правое и левое полушарие мозга. Для ответа на этот вопрос проведите следующий тест.

Тест III

Сядьте поудобнее на стуле. И спокойно смотрите на девушку, которая вращается вокруг своей оси. Психологический настрой, и концентрация внимания длятся около 2 минут, подарите их себе.

Тест на доминирующее полушарие мозга

Если девушка вращается исключительно по часовой стрелке, т.е. вправо, то у вас доминирует левое полушарие, а значит вы правша. У вас хорошо развито логическое мышление и легко дается риторика.

Если девушка вращается против часовой стрелки, т.е. влево – поздравляем – Вы левша, доминирующее полушарие вашего головного мозга будет правое. Вам свойственно образное мышление, музыкальность и хорошо развитая интуиция.

Если же фигура вращается вправо, а затем, незаметно для вашего глаза, меняет направление вращения, то на лицо явный признак амбидекстрии, одновременной работы обоих полушарий головного мозга. Иногда её можно достигнуть, наклонив голову немного вправо, а рукой прикрыв туловище девушки, сконцентрировав внимание на вращении головы.

Данное состояние достаточно неустойчивое и хрупкое. Возможно, именно сейчас вы настроены вершить великие дела.

Большие хитрости с маленьким левшой, рекомендации родителям

Итак, после всех проведенных тестов, вы с уверенностью можете сказать, что ваш ребенок – левша. Не пугайтесь этого, потому как все самое интересное у вас впереди. А чтобы идти в эту страну чудес и вам, и малышу было легко, придерживайтесь некоторых рекомендаций:

1. Примите факт, что ваш ребенок левша, как должный, и ни при каких обстоятельствах не пытайтесь его переучивать на правшу. Объясните малышу, что таких людей много, и это не значит, что он плохой, он - особенный.

2. Поощряйте любые проявления творческой активности со стороны ребенка. Помните, что именно сенсорная деятельность является у него ведущей.

3. Не ругайте малыша, если ему сложно даются чтение, письмо и математика. Не пытайтесь его сравнивать с другими детьми, ваш ребенок особенный, а значит и требования к нему должны предъявляться с учетом его возможностей.

4. В школе и дома создайте ребенку условия, которые бы соответствовали его особенностям: свет за его рабочим столом должен падать с правой стороны, в школе, за партой, он должен сидеть так, чтобы не упираться в локоть соседа.

5. Помните о чувствительности и эмоциональности левшенка, и относитесь к нему с пониманием и доброжелательностью. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

P.S. Альберт Эйнштейн, будучи левшой, достаточно посредственно учился в школе. Его учитель греческого языка, любивший повторять, что его ученик бездарность, и из него ничего не выйдет, вошел в историю только благодаря этому предсказанию...

И. Пыжевская для сайта neuch.org